Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и международным связям учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицниский уиверситет»

__________ Н.Ю. Коневалова

____________________

Регистрационный № УД-___ /уч.

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

Стоматология»

2016 г.

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88, типовой учебной программы по учебной дисциплине «Судебная медицина» для специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 31.08.2016, регистрационный № ТД-L.567/тип.

СОСТАВИТЕЛИ:

А.А. Буйнов, заведующий курсом судебной медицины кафедры, патологической анатомии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

М.Ф. Яблонский, профессор кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол №2 от 06.09.2016);

Центральным учебно-методическим советом учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 8 от 21.09.2016)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Судебная медицина – учебная дисциплина, изучающая медицинские и биологические вопросы, которые возникают в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства, а также исследующая проблемы, связанные с дальнейшим повышением качества медицинской помощи в организациях здравоохранения.

На современном этапе судебная медицина приобрела важное медико-социальное значение в борьбе с преступлениями против жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, половой неприкосновенности и половой свободы личности. В настоящее время судебная медицина в системе специальных знаний широко включает теоретические и практические достижения как медицинских, так и немедицинских наук (криминалистики, уголовного и гражданского права и др.). Фактически судебно-медицинскими знаниями становятся данные любой отрасли медицины, когда они применяются для решения правовых задач. Поэтому знание основ судебной медицины необходимо каждому современному врачу независимо от профиля его работы.



Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Судебная медицина» состоит в формировании у студентов навыков и приобретении ими научных знаний в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве следственных действий в случаях привлечения врачей-специалистов к решению медицинских вопросов по поручению судебно-следственных органов, что предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь. Роль врача-стоматолога, как потенциального эксперта при проведении экспертиз в пределах своей компетенции, состоит в решении конкретного круга вопросов, а именно – в экспертной оценке зубочелюстной системы, объема и качества стоматологической помощи населению, а также идентификации личности по стоматологическому статусу.

Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

− законодательных и отраслевых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственного медицинского судебного эксперта-специалиста в Республике Беларусь и устанавливающих пределы его компетенции;

− общих методических принципов проведения судебно-медицинских экспертиз трупов, живых лиц и вещественных доказательств;

− задач, решаемых государственным медицинским судебным экспертом-специалистом на месте происшествия;

− особенностей диагностики и оценки повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов в случаях механической травмы, огнестрельных повреждений, действия физических и химических факторов;



− возможностей современной судебной стоматологии в идентификации личности;

− вопросов ответственности врачей за профессиональные правонарушения.

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:

− процессуальных норм, связанных с правовой ответственностью медицинских работников в связи с их профессиональной деятельностью;

− методов проведения различных видов судебно-медицинских экспертиз (экспертиз трупов, экспертиз живых лиц, экспертиз по материалам уголовных или гражданских дел).

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Судебная медицина» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Анатомия человека. Международная анатомическая терминология. Строение тела человека, его органов и систем. Топографические особенности челюстно-лицевой области. Проекция внутренних органов на поверхность тела.

Гистология, цитология, эмбриология.Международная гистологическая терминология.Особенности строения и функции, возрастные изменения основных типов тканей. Пространственные взаимоотношения тканей в составе органов. Развитие и сроки прорезывания временных и постоянных зубов. Особенности получения материала для гистологического исследования.

Биологическая химия. Молекулярные основы развития патологических процессов в организме. Изменения метаболизма в патогенезе насильственной и ненасильственной смерти. Основные принципы биохимических методов диагностики.

Нормальная физиология.Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Физиология сердечно-сосудистой системы. Свертывающая система крови. Группы крови, типы и другие изосерологические системы, определение групповой и типовой принадлежности крови. Физиология дыхания. Различные виды гипоксий.

Микробиология, вирусология, иммунология.Правила и методы забора, маркировки, транспортировки, оформления направлений на исследование биологического материала. Микробиологические методы диагностики инфекционных заболеваний

Патологическая анатомия. Общие патологические процессы. Расстройства кровообращения. Воспаление. Компенсаторные и приспособительные процессы. Иммунопатология. Частная патологическая анатомия болезней внутренних органов. Патоморфологические изменения полости рта, челюстно-лицевой области, зубов.

Патологическая физиология. Общее учение о болезни. Понятия и категории патологии. Классификация и номенклатура болезней. Характеристика основных свойств болезнетворных факторов. Типовые патологические процессы. Патогенез заболеваний и смерти от воздействия различных повреждающих факторов.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия.Взаиморасположение органов и тканей, сосудов и нервов. Доступы и анатомические разрезы в области лица и шеи.

Лучевая диагностика и лучевая терапия.Диагностические возможности комплекса средств лучевой визуализации различных органов. Классификация и принципы методов рентгенологических исследований. Лучевые симптомы травматических повреждений и их последствий. Радиационные поражения.

Фармакология. Токсические свойства различных фармакологических веществ и механизмы их действия на организм человека. Понятие о ядах.

Общая гигиена. Влияние внешней среды на возникновение и течение патологических процессов в органах и тканях полости рта. Профессиональные вредности и их влияние на органы и ткани полости рта. Гипоксия и гипоксические состояния. Гигиена производства. Травматизм.

Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология.Раны, переломы свода и основания черепа, переломы челюстно-лицевых костей и зубов.

Изучение учебной дисциплины «Судебная медицина» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям

Студент должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:

СЛК-1. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-2. Быть способным к критике и самокритике.

Требования к профессиональным компетенциям

Студент должен быть способен:

ПК-1. Реализовывать общие принципы организации скорой медицинскойпомощи пострадавшим при травмах, отравлениях, критических состояниях.

ПК-2. Оказывать экстренную медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях.

ПК-3. Оказывать консультативную помощь врачам иных специальностей в соответствии с профилем своей медицинской деятельности по специальности.

ПК-4. Работать с научной литературой и создавать личную научно-практическую информационную базу данных.

ПК-5. Документировать результаты профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи.

ПК-6. Анализировать и оценивать собранные данные, готовить доклады, материалы к презентациям и представлять их.

ПК-7. Разрабатывать документы для утверждения, вести переговоры с заинтересованными участниками.

В результате изучения учебной дисциплины «Судебная медицина» студент должен знать:

- процессуальные основы медицинской судебной экспертизы в Республике Беларусь;

- основы гражданского и уголовного права;

уметь:

- применять отдельные методики исследования объектов медицинской судебной экспертизы;

- предупреждать нарушения правовых взаимоотношений врач-пациент, врач-руководитель организации и др.;

владеть:

- методами констатации смерти;

- методикой описания телесных повреждений;

- методикой осмотра потерпевших, трупа на месте происшествия (обнаружения);

- навыками оформления основной судебно-медицинской документации.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 42 академических часа, из них 27 аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 12 часов лекций, 15 часов практических занятий. Рекомендуемая форма текущей аттестации: зачет (7 семестр).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Учебная дисциплина «Судебная медицина». Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

Учебная дисциплина «Судебная медицина»: содержание и задачи. Связь судебной медицины с другими науками. Методы исследования в судебной медицине. Место учебной дисциплины «Судебная медицина»в системе высшего медицинского образования.

Возникновение судебной медицины и краткая история ее развития. Основные направления развития судебной стоматологии в Республике Беларусь.

Умирание и смерть

Учение о смерти. Терминальные состояния. Клиническая и биологическая смерть. Констатация смерти, вероятные и достоверные признаки смерти. Темп умирания. Морфология острой (быстрой) и агональной (медленной) смерти. Понятие о причине и генезе смерти. Судебно-медицинская классификация смерти.

Трупные изменения

Ранние трупные изменения: трупные пятна, мышечное окоченение,

охлаждение трупа, местное высыхание, аутолиз; их судебно-медицинское значение.

Поздние трупные изменения и их судебно-медицинское значение. Гниение трупа. Консервирующие формы поздних трупных изменений: мумификация, жировоск, торфяное дубление. Повреждения и разрушения трупов животными, насекомыми, растениями.

Определение давности наступления смерти. Понятие о переживании тканей и суправитальных реакциях, их судебно-медицинское значение.

Механическая асфиксия

Понятие о гипоксии и механической асфиксии. Виды механической асфиксии и стадии ее развития. Общие морфологические признаки механической асфиксии.

Странгуляционная асфиксия, особенности танатогенеза. Странгуляционная борозда при повешении и удавлении петлей. Определение прижизненности странгуляционной борозды.

Компрессионная асфиксия, особенности танатогенеза; морфологические признаки.

Обтурационная асфиксия, ее виды, судебно-медицинская диагностика.

Утопление, его виды, судебно-медицинская диагностика. Смерть в воде, определение понятия, основные причины. Признаки пребывания трупа в воде.

Огнестрельные повреждения

Классификация огнестрельного оружия. Боеприпасы. Механизм выстрела, дополнительные факторы выстрела и их судебно-медицинское значение. Виды действия пули.

Признаки повреждений при выстрелах с различной дистанции. Диагностика входной и выходной пулевых ран, виды раневых каналов. Влияние конструктивных особенностей пули на ее раневую баллистику.

Повреждения дробовым (картечным) зарядом. Повреждения при выстреле холостыми патронами. Особенности огнестрельных повреждений при выстреле из газового или газово-дробового оружия.

Установление последовательности огнестрельных повреждений, возможности причинения огнестрельного ранения самим пострадавшим.

Взрывная травма, ее особенности и морфологическая характеристика.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Пиголкин, Ю.И. Судебная медицина: учебник / Ю.И. Пиголкин, В.Л. Попов, И.А. Дубровин. – М.: МИА, 2011. - 424 с.

2. Судебнаямедицина: учебник / под ред. В.Н.Крюкова. 5-е изд., доп. - М.: ОАО «Медицина», 2006. - 448с.

3. Руководство к практическим занятиям по судебной стоматологии: учебное пособие / Г.А. Пашинян, Г.М. Харин, П.О. Ромодановский. - М.:ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 185 с.

4. Судебнаямедицина: учебник / под ред. Ю.И. Пиголкина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 496 с.

5. Ромодановский, П.О. Судебная медицина в схемах и рисунках (для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов): учеб.пособие / П.О. Ромодановский, Е.Х. Баринов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 336 с.

Дополнительная:

6. Судебно-медицинская экспертиза переломов нижней челюсти: учебно-методическое пособие / Л.Н.Гришенкова [и др.]. - Минск: БГМУ, 2012. – 55 с.

7. Атлас по судебной медицине / под ред. Ю.И. Пиголкина, И.Н. Богомоловой. - М.: МИА, 2006. – 312 с.

8. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: учебное пособие / Ю.И. Пиголкин [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Мед., 2004. - 624с.

9. Пучков, Г.Ф. Судебно-медицинская танатология и экспертиза трупа: учебное пособие / Г.Ф. Пучков, Ю.В. Кухарьков, А.Е. Гучок. Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2003. 160 с.

10. Ромодановский, П.О. Судебная медицина: учебник / П.О. Ромодановский, Е.Х. Баринов, В.А. Спиридонов. - 2.е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 528с.

11. Яблонский, М.Ф.Курс лекций по судебной медицине:учебное пособие. – Витебск: ВГМУ, 2005. – 301 с.

Нормативные правовые акты:

12. Инструкция о порядке производства судебно-медицинской экспертизы трупа в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь / Приказ Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 13.07.2015 г. №147.

13. О Государственномкомитете судебных экспертиз Республики Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь от 15.07.2015, №293-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

14. Организация и производство медицинских судебных экспертиз. Инструкции и методические указания: сборник нормативных документов. Т.1. / под ред. Ю.А. Гусакова. - Мн.: Белсудмедобеспечение, 2003. – 222 с.

15. Инструкция о работе государственного медицинского судебного эксперта в качестве специалиста при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия): утв. Председателем ГКСЭ Республики Беларусь 03.09.2014. – Минск: ГКСЭ Республики Беларусь, 2014. – 9с.

16. Положение о Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь: [утв. указом Президента Респ. Беларусь от 01.07.2013 № 292] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.

17. Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 02.09.2015. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2015.-320 с.

18. Уголовно-процессуальныйкодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 04.09.2015. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2015. - 448 с.

примерный перечень заданий управляемой самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «судебная медицина»:

- подготовка к лекциям, практическим занятиям;

- подготовка к зачетам по учебной дисциплине;

- решение задач;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций;

- выполнение практических заданий;

- подготовку отчетов;

- оформление информационных и демонстрационных материалов (стенды, плакаты, графики, таблицы и пр.);

Основные методы организации самостоятельной работы:

- написание и выступлениес докладом по изучаемой теме;

- компьютеризированное тестирование;

Контроль самостоятельной работы может осуществляться в виде:

- контрольной работы;

- итогового занятия, устного собеседования, письменной работы, тестирования;

- защиты учебных заданий.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и международным связям учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицниский уиверситет»

__________ Н.Ю. Коневалова

____________________

Регистрационный № УД-___ /уч.

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

Стоматология»

2016 г.

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88, типовой учебной программы по учебной дисциплине «Судебная медицина» для специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 31.08.2016, регистрационный № ТД-L.567/тип.

СОСТАВИТЕЛИ:

А.А. Буйнов, заведующий курсом судебной медицины кафедры, патологической анатомии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

М.Ф. Яблонский, профессор кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол №2 от 06.09.2016);

Центральным учебно-методическим советом учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 8 от 21.09.2016)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Судебная медицина – учебная дисциплина, изучающая медицинские и биологические вопросы, которые возникают в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства, а также исследующая проблемы, связанные с дальнейшим повышением качества медицинской помощи в организациях здравоохранения.

На современном этапе судебная медицина приобрела важное медико-социальное значение в борьбе с преступлениями против жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, половой неприкосновенности и половой свободы личности. В настоящее время судебная медицина в системе специальных знаний широко включает теоретические и практические достижения как медицинских, так и немедицинских наук (криминалистики, уголовного и гражданского права и др.). Фактически судебно-медицинскими знаниями становятся данные любой отрасли медицины, когда они применяются для решения правовых задач. Поэтому знание основ судебной медицины необходимо каждому современному врачу независимо от профиля его работы.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Судебная медицина» состоит в формировании у студентов навыков и приобретении ими научных знаний в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве следственных действий в случаях привлечения врачей-специалистов к решению медицинских вопросов по поручению судебно-следственных органов, что предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь. Роль врача-стоматолога, как потенциального эксперта при проведении экспертиз в пределах своей компетенции, состоит в решении конкретного круга вопросов, а именно – в экспертной оценке зубочелюстной системы, объема и качества стоматологической помощи населению, а также идентификации личности по стоматологическому статусу.

Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

− законодательных и отраслевых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственного медицинского судебного эксперта-специалиста в Республике Беларусь и устанавливающих пределы его компетенции;

− общих методических принципов проведения судебно-медицинских экспертиз трупов, живых лиц и вещественных доказательств;

− задач, решаемых государственным медицинским судебным экспертом-специалистом на месте происшествия;

− особенностей диагностики и оценки повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов в случаях механической травмы, огнестрельных повреждений, действия физических и химических факторов;

− возможностей современной судебной стоматологии в идентификации личности;

− вопросов ответственности врачей за профессиональные правонарушения.

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:

− процессуальных норм, связанных с правовой ответственностью медицинских работников в связи с их профессиональной деятельностью;

− методов проведения различных видов судебно-медицинских экспертиз (экспертиз трупов, экспертиз живых лиц, экспертиз по материалам уголовных или гражданских дел).

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Судебная медицина» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Анатомия человека. Международная анатомическая терминология. Строение тела человека, его органов и систем. Топографические особенности челюстно-лицевой области. Проекция внутренних органов на поверхность тела.

Гистология, цитология, эмбриология.Международная гистологическая терминология.Особенности строения и функции, возрастные изменения основных типов тканей. Пространственные взаимоотношения тканей в составе органов. Развитие и сроки прорезывания временных и постоянных зубов. Особенности получения материала для гистологического исследования.

Биологическая химия. Молекулярные основы развития патологических процессов в организме. Изменения метаболизма в патогенезе насильственной и ненасильственной смерти. Основные принципы биохимических методов диагностики.

Нормальная физиология.Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Физиология сердечно-сосудистой системы. Свертывающая система крови. Группы крови, типы и другие изосерологические системы, определение групповой и типовой принадлежности крови. Физиология дыхания. Различные виды гипоксий.

Микробиология, вирусология, иммунология.Правила и методы забора, маркировки, транспортировки, оформления направлений на исследование биологического материала. Микробиологические методы диагностики инфекционных заболеваний

Патологическая анатомия. Общие патологические процессы. Расстройства кровообращения. Воспаление. Компенсаторные и приспособительные процессы. Иммунопатология. Частная патологическая анатомия болезней внутренних органов. Патоморфологические изменения полости рта, челюстно-лицевой области, зубов.

Патологическая физиология. Общее учение о болезни. Понятия и категории патологии. Классификация и номенклатура болезней. Характеристика основных свойств болезнетворных факторов. Типовые патологические процессы. Патогенез заболеваний и смерти от воздействия различных повреждающих факторов.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия.Взаиморасположение органов и тканей, сосудов и нервов. Доступы и анатомические разрезы в области лица и шеи.

Лучевая диагностика и лучевая терапия.Диагностические возможности комплекса средств лучевой визуализации различных органов. Классификация и принципы методов рентгенологических исследований. Лучевые симптомы травматических повреждений и их последствий. Радиационные поражения.

Фармакология. Токсические свойства различных фармакологических веществ и механизмы их действия на организм человека. Понятие о ядах.

Общая гигиена. Влияние внешней среды на возникновение и течение патологических процессов в органах и тканях полости рта. Профессиональные вредности и их влияние на органы и ткани полости рта. Гипоксия и гипоксические состояния. Гигиена производства. Травматизм.

Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология.Раны, переломы свода и основания черепа, переломы челюстно-лицевых костей и зубов.

Изучение учебной дисциплины «Судебная медицина» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям

Студент должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:

СЛК-1. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-2. Быть способным к критике и самокритике.

Требования к профессиональным компетенциям

Студент должен быть способен:

ПК-1. Реализовывать общие принципы организации скорой медицинскойпомощи пострадавшим при травмах, отравлениях, критических состояниях.

ПК-2. Оказывать экстренную медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях.

ПК-3. Оказывать консультативную помощь врачам иных специальностей в соответствии с профилем своей медицинской деятельности по специальности.

ПК-4. Работать с научной литературой и создавать личную научно-практическую информационную базу данных.

ПК-5. Документировать результаты профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи.

ПК-6. Анализировать и оценивать собранные данные, готовить доклады, материалы к презентациям и представлять их.

ПК-7. Разрабатывать документы для утверждения, вести переговоры с заинтересованными участниками.

В результате изучения учебной дисциплины «Судебная медицина» студент должен знать:

- процессуальные основы медицинской судебной экспертизы в Республике Беларусь;

- основы гражданского и уголовного права;

уметь:

- применять отдельные методики исследования объектов медицинской судебной экспертизы;

- предупреждать нарушения правовых взаимоотношений врач-пациент, врач-руководитель организации и др.;

владеть:

- методами констатации смерти;

- методикой описания телесных повреждений;

- методикой осмотра потерпевших, трупа на месте происшествия (обнаружения);

- навыками оформления основной судебно-медицинской документации.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 42 академических часа, из них 27 аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 12 часов лекций, 15 часов практических занятий. Рекомендуемая форма текущей аттестации: зачет (7 семестр).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Учебная дисциплина «Судебная медицина». Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

Учебная дисциплина «Судебная медицина»: содержание и задачи. Связь судебной медицины с другими науками. Методы исследования в судебной медицине. Место учебной дисциплины «Судебная медицина»в системе высшего медицинского образования.

Возникновение судебной медицины и краткая история ее развития. Основные направления развития судебной стоматологии в Республике Беларусь.

Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

Определение понятий «эксперт» и «судебно-медицинская экспертиза». Виды профессиональной деятельности государственного медицинского судебного эксперта.

Цель, задачи и объекты судебно-медицинских экспертиз. Виды судебно-медицинских экспертиз. Основания, порядок назначения и проведения экспертизы. Права и обязанности государственного медицинского судебного эксперта. Процессуальные основания для отвода эксперта. Пределы компетенции государственного медицинского судебного эксперта. Экспертиза на предварительном следствии и в судебном заседании. Участие государственного медицинского судебного эксперта в следственных действиях (осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения, следственном эксперименте, выявлении и изъятии вещественных доказательств и др.). Законодательные и ведомственные источники, регламентирующие деятельность государственного медицинского судебного эксперта в Республике Беларусь.

Структурная организация медицинских судебных экспертиз в составе Государственного комитета судебных экспертиз (ГКСЭ) Республики Беларусь. Структура регионального управления ГКСЭ Республики Беларусь. Значение судебно-медицинских экспертиз в борьбе с преступностью, защите конституционных прав и законных интересов граждан.


prodolzhali-samoanaliz-i-kogda-dopuskali-oshibki-mi-srazu-priznavali-eto-desyatij-shag.html
prodolzhayutsya-raboti-po-montazhu-dekorativnogo-moldinga-v-mop.html
    PR.RU™